В Библии есть множество невероятных персонажей, которые непосредственно пережили или стали свидетелями божественной силы и любви Бога. Однако даже некоторые из этих великих мужчин и женщин в разные периоды своей жизни боролись с низкой самооценкой или чувством неадекватности. Хотя этот список не является исчерпывающим, вот несколько ключевых библейских фигур, которые, вероятно, имели дело с проблемами низкой самооценки, и как Бог использовал их, несмотря на их сомнения.
Моисей — один из самых выдающихся лидеров в Библии, однако он постоянно боролся с чувством недостаточности. Когда Бог впервые призвал Моисея освободить Свой народ из Египта, Моисей попытался отказаться от этой миссии, сказав: «Кто я такой, чтобы идти… я медлителен на слова и на язык» (Исход 3:11; 4:1). (Исход 3:11; 4:10) Моисей сомневался в своих способностях и в том, что он достоин такой огромной задачи. Даже совершив чудесные знамения с помощью Божьей силы, Моисей продолжал бороться с неуверенностью в себе. Однажды Моисей, пытаясь управлять израильтянами, воскликнул: «Я не в состоянии один нести весь этот народ; бремя слишком тяжело для меня». (Числа 11:14) Моисей чувствовал себя неспособным в одиночку вести избранный Богом народ. Однако Бог успокоил Моисея и дал ему силу совершить невероятное избавление благодаря божественной помощи, а не одной лишь человеческой силе.
Царь Давид — еще одна заметная библейская фигура, которая боролась с неуверенностью в себе, несмотря на то что стала одним из величайших царей Израиля. Будучи молодым мальчиком-пастухом, Давид был достаточно уверен в Божьей защите, чтобы сразиться с великаном Голиафом. Однако позже Давид неоднократно сомневался, действительно ли он достоин быть царем. После смерти царей Саула и Ионафана Давид сетовал: «Я скорблю о тебе, брат мой Ионафан; очень приятен ты был мне; любовь твоя ко мне была прекраснее любви женской». (2 Цар. 1:26) Давид чувствовал себя недостойным трона по сравнению с Саулом или Ионафаном. Даже во время своих последующих царских побед Давид иногда сомневался в своей значимости. Однако Бог назвал Давида человеком по Своему сердцу и использовал правление Давида для установления Давидовой линии, от которой в один прекрасный день произойдет Иисус как Мессия.
Апостол Петр, как известно, трижды отрицал, что знал Иисуса в ночь Его ареста из-за страха. После воскресения и явления Иисуса ученикам он трижды спросил Петра «Любишь ли ты Меня?». (Иоанна 21:15-17) Иисус противостоит отречению Петра и вновь обращается к нему, несмотря на его неудачу, помогая восстановить уверенность Петра. Однако даже после Пятидесятницы Петр все еще боролся с чувством неадекватности. В своем первом послании Петр называет себя «товарищем старейшины» и призывает верующих следовать «примеру стада» (1 Петра 5:1, 2:25). (1-е Петра 5:1, 2:25) Ученые считают, что Петр имел низкую самооценку из-за своего отречения от Христа и считал себя недостойным апостольской власти без постоянной божественной поддержки. Бог укрепил Петра, чтобы он стал смелым проповедником и лидером ранней церкви, несмотря на его сомнения.
Апостол Павел когда-то жестоко преследовал христиан, но после своего обращения стал одним из самых плодовитых авторов Нового Завета. Однако Павел признается коринфянам, что пришел к ним «в немощи, в страхе и трепете… речь моя и послание мое были не в благовидных словах мудрости, но в явлении Духа и силы» (1 Кор. 2:3-4). (1-е Коринфянам 2:3-4) Павел боролся с природной робостью и отсутствием формального образования. Он называл себя «ничтожнейшим из святых» и «бывшим богохульником, гонителем и наглым противником» (1-е Коринфянам 15:9, 1-е Тимофею 1:15). (1-е Коринфянам 15:9, 1-е Тимофею 1:15) Однако Бог наполнил Павла благодатью, откровениями и божественными дарами, чтобы мощно распространять Евангелие по всему средиземноморскому миру, невзирая на его слабости.
Даже проститутка Рахав, которая помогла израильтянам взять город Иерихон, возможно, страдала от низкой самооценки из-за своего положения в обществе до встречи с Богом Израиля. Рахав призналась израильским разведчикам: «Я знаю, что Господь дал вам землю… ибо Господь, Бог ваш, Он есть Бог на небе вверху и на земле внизу». (Иисус Навин 2:9, 11) Рахав продемонстрировала огромную веру в то, что Яхве искупит и освободит ее народ. Бог использовал готовность Рахав защищать Свой народ и ее веру в Него, чтобы избавить ее от гибели. Рахав вышла замуж за Салмона, стала матерью Воаза и предком Иисуса Христа, подчеркивая, что Бог возвышает всех людей, независимо от их прошлых неудач или репутации в обществе, если они доверяют Ему.
Все эти известные и менее известные библейские личности, вероятно, боролись с низкой самооценкой или чувством неполноценности в какой-то момент своей жизни. Общей чертой была их зависимость от Божьей силы, а не от человеческих способностей. Бог укрепляет, восстанавливает и использует всех, кого Он выбирает, независимо от земной или мнимой неадекватности, когда люди полностью доверяют Его суверенитету и обеспечению. Хотя низкая самооценка, естественно, мешает совершать великие дела, эти библейские персонажи доказывают, что Бог совершает невозможное через послушных слуг, когда они полностью полагаются на божественную, а не человеческую силу. Эти примеры показали, как Бог берет слабых, боязливых и маловероятных по мирским меркам людей и использует их во славу Свою, давая им небесную силу через веру в Него одного.