Библии есть что сказать о нашей личности, самооценке и о том, как мы себя воспринимаем. Многие библейские учения могут помочь решить проблему низкой самооценки с духовной точки зрения. Низкая самооценка коренится в том, что мы считаем себя какими-то ущербными или неполноценными. Но правда в том, что Бог видит нас совершенно по-другому — как Своих возлюбленных детей, которые глубоко ценны и достойны. Изучение того, что Писание говорит о нашей истинной идентичности во Христе, может помочь преодолеть ошибочные убеждения, которые подпитывают низкую самооценку.
Один из основных способов борьбы с низкой самооценкой в Библии — это подчеркивание нашей идентичности как носителей Божьего образа. Бытие 1:27 знаменито тем, что человечество, как мужчины, так и женщины, создано по «образу Божьему». Это говорит о нашем достоинстве и ценности, которые не зависят от достижений, внешности или того, что думают о нас другие. Как носители образа, мы отражаем Божий характер и являем Его творчество, мудрость и славу. Независимо от наших недостатков и неудач, ношение Божественного образа означает, что мы всегда имеем значение и цель. Осознание того, что мы черпаем свою основную ценность непосредственно от Бога, может поднять самооценку, если она основана на восприятии себя как неполноценного.
С этим тесно связано библейское учение о том, что мы — личные, возлюбленные дети Бога. Принятие Богом грешного человечества в Свою семью — это глубокое проявление Его безусловной любви и заботы о нашем благополучии. В Новом Завете Павел неоднократно подчеркивает, что верующие — не только Божьи дети, но и сонаследники со Христом (Римлянам 8:17). Наш Небесный Отец глубоко восхищается нами и желает только самого лучшего для нашей жизни и будущего. Борьба с низкой самооценкой требует принятия истины о том, что во Христе Бог видит в нас прекрасных, избранных дочерей и сыновей на веки вечные.
Еще одна тема Библии, придающая силы, — наше принятие, совершенство и полнота во Христе. Если низкая самооценка возникает из-за того, что мы считаем, что должны достичь большего или нам чего-то не хватает, то крестная работа Иисуса преодолевает такую неуверенность. Послание к Ефесянам 1 провозглашает, что мы «избраны… сделались святыми и непорочными» благодаря искупительной работе Христа. Во 2-м Послании к Коринфянам 5:21 говорится, что Бог «соделал не имеющего греха грехом ради нас, чтобы мы в Нем сделались праведностью Божией». Во Христе Бог покрывает все наши недостатки и изъяны, поэтому мы полностью приняты и ни в чем не нуждаемся. Это принятие зависит не от наших достижений, а от единожды совершенного Иисусом акта искупления. Осознание нашего совершенства и полноты в Возлюбленном может облегчить чувство нехватки в нас самих.
Библия также борется с низкой самооценкой, подчеркивая, что мы обладаем духовными дарами и милостями для служения Царству. В таких отрывках, как Римлянам 12, 1 Коринфянам 12-14 и 1 Петра 4, описываются различные способы, которыми каждый верующий был сверхъестественно оснащен и наделен полномочиями для созидания Тела Христова. Каждый человек стратегически наделен дарами, соответствующими его призванию. Вера в ложь о том, что мы бесполезны или нам нечего предложить, проистекает из неспособности осознать наши дары и место в Теле. Христиане, рассматривающие себя в первую очередь в свете своих способностей, данных Богом, могут преодолеть неуверенность в себе, возникающую из-за кажущейся недостаточности или незначительности. Как говорит Павел в 1-м Послании к Коринфянам 4:7, «что вы имеете, чего не получили? А если получили, то чем хвалитесь, как не тем?»
Кроме того, Писание укрепляет чувство собственного достоинства, бросая вызов переориентации на внешнее окружение и оценку других людей. Учение Иисуса в 7-й главе Евангелия от Матфея подчеркивает, что нужно обращать внимание на «пылинку в глазу брата твоего», а не на «доску» в своем собственном. Это предотвращает самопоглощенность, которая питает низкую самооценку. Подобным образом Филиппийцам 2 увещевает нас: «Ничего не делайте из корыстолюбия или тщеславия. Напротив, в смирении цените других выше себя». Рефрейминг, позволяющий видеть потребности, благословения и ценность других людей равными или большими, чем наши собственные, соответствует тому, как Иисус радикально любил других, как самого себя. Восприятие сверстников как драгоценных носителей божественного образа перенаправляет внимание с нездоровой сосредоточенности на себе на утверждение других носителей образа. Библия призывает низкую самооценку уступить место высокой оценке других.
Более того, низкая самооценка, вызванная прошлыми неудачами, ошибками или несовершенством, находит силу в библейской благодати и прощении. Бог неоднократно либерально прощает верующих через безграничное умилостивление Христа, независимо от совершенных проступков (Исаия 43:25, Евреям 10:17). Он не зацикливается на наших грехах и недостатках, а смотрит на нас через призму искупительного милосердия. Подобным образом Иисус призывает последователей к духу милости, прощая других «семьдесят раз по семь» (Матфея 18:22). Когда самоосуждение возникает из-за воспоминаний о недостатках или чувства непростительности, принятие божественного и христианского прощения смывает прошлые недостатки, чтобы они больше не саботировали самооценку. Благодать не позволяет погрязнуть в осуждении и в то же время побуждает к переменам.
Наконец, преодоление низкой самооценки предполагает библейский взгляд на испытания и слабости. Вместо того чтобы рассматривать трудности только как свидетельство личной несостоятельности, Библия рассматривает их как возможность испытать Божью силу, утешение и мощь (2-е Коринфянам 1:3-5, 12:7-10). Слабости также становятся возможностью положиться на Божественную достаточность и прославить Иисуса. Низкие точки не означают отсутствие достоинств, но дают возможность довериться плану и обеспечению нашего доброго Отца. Испытания развивают веру, характер и близость с Богом, а не подтверждают низкое мнение о себе. Хотя трудности приходят ко всем, Бог милостиво использует их во благо для тех, кто любит Его. Развитие библейского взгляда на испытания и уязвимость противостоит перспективам, которые подпитывают неуверенность во лжи.
Согласование убеждений об идентичности, цели, принятии, духовных дарах, испытаниях и многом другом с сострадательной, исполненной благодати текстурой Писания закладывает надежный фундамент для преодоления и предотвращения низкой самооценки. Библия последовательно поднимает наше восприятие себя, чтобы отразить, как наш совершенный, любящий Небесный Отец видит Своих детей — как носителей образа, которые избраны, возлюблены, усыновлены, одарены, совершенны и прощены во Христе Иисусе. Самооценка, основанная на Божественной истине, а не на результатах, внешнем виде или мнении, преображает жизнь, устраняя скользкую почву, на которой так легко укорениться низкой самооценке. В конечном итоге здоровая самооценка проистекает из принятия полноты того, кем мы являемся в Боге.