Седьмой студийный альбом Self Esteem группы The Offspring с собственным названием был выпущен 24 июня 2005 года на лейбле Columbia Records. Этот релиз стал первым студийным альбомом The Offspring за четыре года после альбома 2001 года Conspiracy of One. На Self Esteem группа вернулась к более чистому панк-роковому звучанию по сравнению с предыдущими экспериментальными альбомами. Альбом имел коммерческий успех и получил в целом положительные отзывы после выхода, закрепив за The Offspring репутацию одной из самых известных и знаменитых поп-панк групп.
За годы, предшествовавшие записи и выпуску Self Esteem, The Offspring успели зарекомендовать себя как одно из самых узнаваемых имен в поп-панке и альтернативном роке. Образовавшись в 1984 году, группа ворвалась в мейнстрим в 1994 году со своим третьим студийным альбомом Smash, который разошелся тиражом более 11 миллионов копий по всему миру благодаря таким радиохитам, как «Self Esteem», «Come Out and Play» и «Gotta Get Away». Их последующие альбомы, выпущенные в конце 90-х, продолжили этот коммерческий успех и способствовали дальнейшей популяризации панк-рока и его продвижению в мейнстрим. Однако к началу 2000-х группа почувствовала необходимость изменить свое звучание и попробовать что-то новое, что привело к выпуску в 2001 году менее хорошо принятого альбома Conspiracy of One, который включал в себя более экспериментальные электронные элементы.
После гастрольного цикла Conspiracy of One The Offspring взяли длительный перерыв и только в 2004 году начали работать над новым материалом для своего следующего альбома. Вокалист/гитарист Декстер Холланд назвал причиной более длительного перерыва между альбомами на этот раз просто необходимость отдохнуть после почти безостановочных гастролей и записей в 90-е годы. В интервью он сказал: «Наша работа была довольно последовательной в течение этого периода времени, и мы просто хотели сделать шаг назад». Барабанщик Пит Парада также отметил, что группа устала от того, что ее считают панк-группой 90-х, и хотела создать альбом, который напомнит людям, что «мы все еще здесь, нам все еще есть что сказать».
После перерыва The Offspring решили вернуться к более прямолинейному панк-роковому звучанию Self Esteem по сравнению с экспериментами Conspiracy of One. Они решили записываться в студии Jingletown Studios неподалеку от родного города Гарден Гроув, Калифорния, чтобы добиться более сырой и приглушенной эстетики. Продюсер Дэйв Колвин, известный по работе с такими единомышленниками, как Face to Face и Swingin’ Utters, был привлечен к работе над сессиями. Его опыт продюсирования панк-пластинок в стиле старой школы был признан подходящим для того, чтобы помочь The Offspring направить эту энергию в нужное русло.
Песни для Self Esteem были написаны и аранжированы довольно быстро в типичном для группы стиле совместной работы. По оценкам басиста Грега К., около 15-18 песен были закончены и записаны в течение всего 6 месяцев в 2004 году. В лирическом плане фронтмен Декстер Холланд затронул многие из своих обычных социально значимых тем, а также некоторые более личные темы, навеянные пережитым во время перерыва разводом. Такие песни, как «Come Out Swinging», «Hammerhead» и «Half-Truism», затрагивали темы разочарования и гнева, а такие треки, как «Stars Above» и «Life’s Mistakes», предлагали больше самоанализа.
После выхода в июне 2005 года альбом Self Esteem получил широкое признание критиков и коммерческий успех. Он дебютировал на 4 месте в чарте Billboard 200, продав более 112 000 копий за первую неделю. Это было самое высокое место The Offspring в чарте на сегодняшний день. Рецензии высоко оценили возвращение группы к более жесткому панк-звучанию и более слаженному потоку по сравнению с Conspiracy of One. AllMusic написал, что «Self Esteem находит группу бодрой и снова в отличной форме». Entertainment Weekly прокомментировал: «Назовите это кризисом среднего возраста или славным возрождением; что бы их ни оживило, The Offspring вновь обрели свой мош, достойный моджо».
С альбома Self Esteem было выпущено три сингла с сопровождающими их музыкальными видео. Песня «Can’t Repeat» стала лид-синглом альбома в мае 2005 года. В клипе группа исполняла песню на фоне психоделических проекций. Песня «Hit That» стала вторым синглом в августе и сопровождалась клипом на скейтборд. Наконец, песня «Hammerhead» была выпущена в качестве третьего сингла в начале 2006 года с клипом на живое выступление. Все три песни регулярно звучали в эфире рок- и альтернативных радиостанций, что способствовало поддержанию коммерческой динамики альбома.
The Offspring поддержали Self Esteem успешным мировым турне, продолжавшимся в 2005-2006 годах. Стартовав в родной Южной Калифорнии, группа посетила страны Северной Америки, Европы, Азии и другие. На концертах группа сочетала классику с альбомов эпохи Sony с новым материалом. Публика с восторгом принимала хитовые синглы, а также такие треки, как «Half-Truism», «(Can’t Get My) Head Around You» и «Da Hui». Энергичные живые выступления во время этого концерта привлекли как новых поклонников, так и давних почитателей.
За годы, прошедшие с момента выхода альбома, Self Esteem стал считаться современной классикой в дискографии The Offspring, которая помогла убедиться в том, что они остаются ветеранами рока. Несмотря на то, что альбом не дотягивает до продаж Smash, он остается самым продаваемым альбомом группы в 21 веке. Такие яркие композиции, как «Hammerhead», «Can’t Repeat» и «Stars Above», стоят в одном ряду с самыми любимыми треками группы. Альбом ознаменовал творческий пик группы в преддверии ее 20-летнего юбилея и доказал, что у нее еще остались творческие силы. Лид-сингл «Can’t Repeat» с тех пор стал практически постоянным атрибутом концертных выступлений.
Self Esteem сыграл решающую роль в том, чтобы The Offspring не воспринимались как простое напоминание об ушедшей эпохе панка 90-х. Вернув все на круги своя, они напомнили поклонникам и критикам о непреходящем качестве своих песен. Альбом вдохнул в группу новую жизнь, и ее карьера пошла по восходящей траектории, а не по нисходящей, как это обычно бывает у большинства групп на третьем десятилетии. Он показал, что у The Offspring все еще есть истории, которые можно рассказать, и причины продолжать двигаться вперед, создавая музыку вместе. Спустя 15 лет после выхода Self Esteem остается одним из самых значимых релизов в их ветеранской карьере.