Джей Адамс (1929-2020) — американский психолог и влиятельная фигура в христианском консультировании. Он наиболее известен тем, что разработал ноутетическое консультирование, также называемое библейским консультированием, которое опирается исключительно на Писание при решении психических, эмоциональных и поведенческих проблем. В основе подхода Адамса лежит отказ от светских теорий и методов психотерапии в пользу использования Библии как единственного средства исцеления и роста.
Хотя Адамс считал, что чувство собственного достоинства и ценность исходят только от Бога, он резко критиковал современное движение за самооценку, набравшее популярность в 1970-х годах. Его взгляды на самооценку резко отличались от тех, что пропагандировались в светской психологии того времени. В то время как основные подходы призывали к развитию и укреплению самовосприятия и самооценки, Адамс утверждал, что такая концепция самооценки является небиблейской и пагубной.
Адамс утверждает, что в Библии нет прямого или явного учения о самооценке. Он отметил, что такие распространенные термины, как «самооценка», «самовосприятие» и идея ценить себя выше других, в Писании практически отсутствуют. Библейское учение, по мнению Адамса, сосредоточено на почитании Бога и послушании Его заповедям, а не на увлечении собой. Он считал, что современное движение за самооценку способствует опасному самопоглощению, гордыне и нарциссизму.
Вместо самооценки Адамс подчеркивал библейские принципы смирения, подчинения Божьей воле и исполнения своих божественно предписанных ролей и обязанностей. По мнению Адамса, истинная ценность и достоинство заключаются в верном следовании за Христом и служении другим в соответствии с библейскими стандартами, а не в положительном отношении к себе. Он учил, что христиане, страдающие от чувства вины, стыда или неуверенности в себе, должны обращаться к Христу и Его совершенной праведности, а не к собственным достижениям или внутренним ощущениям, чтобы получить признание, значимость и мир.
Адамс утверждал, что популярные учения о самооценке на самом деле могут способствовать греховному поведению и усугублять его. Говоря людям просто утверждать себя независимо от их действий, он устраняет библейские стандарты праведности, которые должны определять мысли и поведение. Он утверждал, что такое «безусловное позитивное отношение» отключает естественные последствия греха и непослушания, которые Бог использует для осуждения и побуждения к покаянию. Это также подрывало ответственность поместной церкви за пастырство Божьего народа в святости через братскую конфронтацию и дисциплину, когда это необходимо.
Кроме того, Адамс предупреждал, что увлечение самооценкой способствует формированию искаженной перспективы, когда удовлетворение своих желаний и произведение впечатления на других людей рассматривается как путь к счастью и смыслу, а не как служение Богу. Этот нарциссизм, по его мнению, был прямым результатом подмены чувства гордости и самодостаточности смиренным послушанием, служением и жертвенностью, которых требует Писание. Многие верующие усваивали послание о том, что они должны высоко ценить себя, несмотря ни на что, даже если они живут в неповиновении ясным библейским учениям.
В своей основе Адамс отвергал любой взгляд на самооценку, который ставил во главу угла внутреннее чувство собственной ценности или оценку самого себя. Он утверждал, что это возвышает светские гуманистические идеалы над библейской мудростью и авторитетом. По мнению Адамса, самооценка, не основанная на послушании Божьим заповедям и не вытекающая из них, была бессмысленной и даже духовно опасной. Истинная самореализация и значимость достигаются исключительно благодаря усердному следованию за Христом в соответствии с Его совершенными стандартами, открытыми в Библии.
Хотя Адамс признавал людей носителями образа Божьего, обладающими внутренней ценностью, он решительно выступал против развития и расстановки приоритетов в самооценке, самоуважении или самоуважении в соответствии с современными психологическими предписаниями. Его методология консультирования была сосредоточена исключительно на использовании Писания для осуждения греха, освещения праведных путей Божьих, придания силы изменениям посредством Святого Духа и создания христоподобного характера — а не на терапевтических техниках для усиления субъективного чувства уверенности в себе в отрыве от библейского послушания и преобразования. Для Адамса взгляд на Бога и соответствие Его воле, а не сосредоточенность на себе или самооценка, были единственной надеждой, безопасностью и благополучием. Это резко расходилось с преобладающей светской мыслью, но, по его мнению, полностью соответствовало библейскому учению и мудрости.
Критика Адамсом психологии самооценки стала влиятельной среди консервативных евангелистов и помогла сформировать библейское консультирование как альтернативу интеграционистским и светским подходам. Хотя его точка зрения и была спорной, она подчеркивала необходимость для христиан тщательно анализировать любые концепции, привнесенные из внебиблейских областей, чтобы убедиться, что они должным образом обоснованы и согласованы с всеобъемлющей библейской доктриной и темами. После десятилетий развития библейское консультирование продолжает определять себя в связи или в оппозиции к основным клиническим теориям, например, связанным с самооценкой. В целом Джей Адамс был новатором, который спровоцировал возобновление изучения того, как вдумчиво и своеобразно применять Божье исцеляющее Слово на фоне более широкого культурного влияния.