Самооценка является одним из основных компонентов психического здоровья и благополучия. Она относится к общей субъективной эмоциональной оценке человеком собственной ценности. Самооценка включает в себя убеждения о себе (например, «я — компетентный человек»), чувство собственной значимости (например, гордость), а также качество отношений и жизни. Исследователи постоянно обнаруживают, что самооценка коррелирует с такими важными жизненными результатами, как успеваемость, успех в карьере, здоровье и отношения.
Учитывая важность самооценки, клиницисты и исследователи разработали различные опросы и анкеты для измерения уровня самооценки человека. Позитивная психология, научное исследование человеческого процветания и оптимального функционирования, также подчеркивает, что оценка самооценки является важным показателем благополучия. Исследования самооценки направлены на получение полезной информации о том, как люди воспринимают и оценивают себя, что впоследствии может послужить основой для проведения целевых мероприятий. Здесь мы обсудим некоторые из наиболее широко используемых оценок самооценки и то, как они связаны с концепциями позитивной психологии.
Шкала самооценки Розенберга — один из самых популярных опросников самооценки. Разработанная в 1965 году социологом доктором Моррисом Розенбергом, она содержит 10 утверждений, которые респонденты оценивают по 4-балльной шкале от «Сильно согласен» до «Сильно не согласен». Утверждения оценивают как позитивные, так и негативные чувства по отношению к себе. Среди примеров: «Я чувствую, что у меня есть ряд хороших качеств» и «Временами мне кажется, что я совсем не хорош». По замыслу Розенберга, шкала должна измерять глобальную самооценку или ценность, которой, по мнению человека, он обладает как личность. Шкала демонстрирует высокую надежность и валидность и сильно коррелирует с другими показателями самооценки и психосоциального функционирования.
Другим ведущим опросником самооценки является Шкала самолюбования, разработанная Тимоти Рейли в 1976 году. Она содержит 43 пункта по трем подшкалам: социальная самооценка, самооценка компетентности и самооценка образа тела. Респонденты оценивают, насколько каждое утверждение описывает их по 6-балльной шкале Лайкерта. В качестве примера можно привести такие пункты, как «Я позитивно отношусь к себе» и «Мне скучно от того, какой я человек». В отличие от шкалы Розенберга, шкала самолюбования предлагает более дифференцированный взгляд на самооценку, оценивая конкретные области. Исследователи продолжают использовать ее для определения сильных и слабых сторон этих измерений, поскольку они связаны с жизненными результатами, психическим здоровьем и положительными качествами.
Два новых опросника, которые вносят ценный вклад в рамки позитивной психологии, — это Шкала самолюбования/самокомпетентности (SLCS) и субшкала глобальной самооценки Профиля самовосприятия для подростков (SPPA). Шкала SLCS разделяет самооценку на два разных, но связанных между собой компонента — безусловное позитивное отношение к себе (самолюбование) и суждения о своих возможностях (самокомпетентность). Для их измерения используются 7 позитивно и негативно сформулированных пунктов, оцениваемых по 5-балльной шкале. Подшкала SPPA направлена на оценку глобальной самооценки подростков и содержит 6 пунктов, оцениваемых по 4-балльной шкале. Оба опросника предлагают более тонкие оценки, чем предыдущие шкалы, для изучения роли симпатии, компетентности и общей самооценки в таких переменных, как значимость, вовлеченность и позитивные отношения.
Исследования, проведенные с помощью этих опросников самооценки, дают убедительную эмпирическую поддержку связи между более высокой самооценкой и конструктами благополучия, являющимися центральными для позитивной психологии. Поперечные и продольные исследования показали, что более высокая самооценка последовательно коррелирует с большей удовлетворенностью жизнью, счастьем, оптимизмом, смыслом/целью, потоком/вовлеченностью, положительными эмоциями, устойчивостью, самоактуализацией и социальной поддержкой. Мета-анализы показывают, что размеры эффектов находятся в умеренном диапазоне, причем причинно-следственная связь между такими конструктами, как смысл/цель и самооценка, может действовать в обоих направлениях с течением времени.
Эффекты модерации также указывают на то, что люди с более высокой самооценкой могут получать непропорционально большую пользу. Например, в трудные времена люди с более высокой самооценкой, по-видимому, больше полагаются на адаптивные механизмы сопротивляемости, такие как позитивная реинтерпретация, в то время как люди с более низкой самооценкой чаще используют дезадаптивное отрицание/отстранение. Исследования также показывают, что самооценка влияет на успеваемость косвенно, воздействуя на самоэффективность в учебе/работе, постановку целей и настойчивость после неудач. В целом, люди с высокой самооценкой, как правило, в течение всей жизни более активно переживают такие ключевые темы позитивной психологии, как вовлеченность, отношения, смысл и достижения.
В то же время некоторые исследователи выступают за сбалансированный, нюансированный взгляд на самооценку, который объединяет как ее сильные стороны, так и потенциальные ограничения, изученные в позитивной психологии. Например, очень высокая/нестабильная самооценка была связана с нарциссизмом, агрессией после провокаций и трудностями с формированием близких связей из-за оборонительного характера. Кроме того, некоторые формы условной самооценки, чрезмерно зависящие от внешнего одобрения по сравнению с внутренней гармонией, представляются менее адаптивными. Исследования начали анализировать условные и безопасные формы, чтобы лучше различать здоровые и хрупкие/надутые проявления. Кроме того, культурные факторы, определяющие самооценку, могут варьироваться, а значит, шкалы могут не отражать качества, подчеркиваемые во всех сообществах.
В дальнейшем позитивные психологи продолжают совершенствовать измерение самооценки и применять полученные результаты для вмешательства. Опросы самооценки обеспечивают стандартизированный базовый уровень для оценки развития, сильных сторон и проблем с течением времени или в ответ на программы. Некоторые программы направлены на формирование уверенной самооценки, не зависящей от внешних достижений, и подчеркивают самооценку за счет вклада в общество и личностного роста. Другие направлены на изменение негативных представлений о себе или формирование конкретных компетенций самооценки в таких областях, как социальные навыки или карьерная адаптация. В целом, получая более четкое представление о самооценке с помощью достоверных опросов, позитивная психология открывает возможности для развития этой важной черты характера устойчивыми, всесторонними способами, способствующими процветанию человека.
Опросы самооценки значительно способствовали пониманию позитивной психологией этой важнейшей переменной благополучия и ее роли в процветании. Теперь у исследователей и клиницистов есть надежные и валидные инструменты для комплексного измерения самооценки на глобальном и размерном уровнях, начиная с подросткового возраста и заканчивая взрослой жизнью. Эмпирическая поддержка последовательно связывает самооценку с разнообразными конструктами позитивной психологии, включающими вовлеченность, отношения, смысл и достижения. Измерения также позволяют проводить специализированные вмешательства, направленные на культивирование безопасной, сбалансированной самооценки, способствующей самореализации личности и благополучию общества в долгосрочной перспективе. Продолжая анализировать такие области, как обусловленность и безопасность, позитивные психологи смогут и дальше оптимизировать шкалы и продвигать усилия по укреплению этой основы психического здоровья и благополучия.