Между депрессией и низкой самооценкой существует тесная связь. Хотя это два отдельных психологических конструкта, исследования постоянно показывают, что они сильно коррелируют между собой и что переживание одного из них часто сопровождается другим. Люди, страдающие депрессией, обычно чувствуют низкую самооценку и не уверены в себе, а люди с низкой самооценкой могут быть более склонны к развитию чувств грусти, безнадежности и дисфории, связанных с клинической депрессией. Взаимосвязь между депрессией и низкой самооценкой сложна, причем каждое состояние влияет на другое и усугубляет его, причем двунаправленно.
Самооценка — это общая субъективная эмоциональная оценка человеком собственной значимости. Она включает в себя как то, насколько ценным или важным человек себя считает, так и его внутреннее чувство самоуважения. Исследования показали, что существует несколько ключевых факторов, влияющих на уровень самооценки человека, включая его предполагаемые компетенции и способности, одобрение со стороны важных людей в его жизни, независимость и чувство контроля. Люди с низкой самооценкой сомневаются в собственной самооценке и придерживаются преимущественно негативных взглядов на себя, свои возможности и ценность как личности.
Депрессия — это расстройство настроения, характеризующееся постоянным чувством грусти, безнадежности и отсутствия удовольствия, которое существенно влияет на повседневную деятельность в течение длительного периода времени. К общим симптомам относятся изменения аппетита или сна, усталость, неспособность сосредоточиться, чувство никчемности или вины, а также мысли о смерти или самоубийстве. Как большое депрессивное расстройство, так и стойкое депрессивное расстройство — это клинические диагнозы депрессии, которые могут потребовать лечения.
Согласно психологическим исследованиям, низкая самооценка и депрессия связаны между собой несколькими способами:
Когниции: Депрессия тесно связана с негативным мышлением и когнитивными искажениями, которые снижают самовосприятие и самооценку человека. Депрессивные мысли вроде «Я ничего не стою» или «Со мной что-то не так» напрямую подрывают самооценку. Мысли о низкой самооценке, такие как «Я никогда не буду достаточно хорош» или «Все, что я делаю, не имеет значения», могут способствовать развитию депрессивного настроения.
Влияние на поведение: Низкая самооценка заставляет людей избегать трудностей, которые могли бы способствовать развитию компетентности и мастерства, чтобы повысить самооценку. Депрессивные люди могут изолироваться от общества из-за недостатка энергии или воспринимаемых недостатков, что еще больше подрывает самооценку из-за отсутствия положительной обратной связи и подтверждения со стороны окружающих. Оба состояния препятствуют возможности для самосовершенствования.
Стрессовая реакция: Хронический стресс, вызванный низкой самооценкой, постоянно нагружает систему реагирования организма на стресс, со временем изнашивая ее и повышая уязвимость к депрессии. Стресс, вызванный самокритичными мыслями или неудачами, может вызвать симптомы депрессии у предрасположенных к ней людей, поскольку выводит из равновесия такие химические вещества стресса, как кортизол.
Семейные/окружающие факторы: Жестокое обращение, пренебрежение, бедность или семейная дисфункция в раннем детстве могут привести к проблемам привязанности, которые формируют негативное самовосприятие и внутренние рабочие модели, переносимые во взрослую жизнь. Такие же неблагоприятные переживания в периоды развития повышают риск развития аффективных расстройств.
Негативное подкрепление: Руминация — это склонность к постоянному размышлению о проблемах или предполагаемых недостатках, которая характерна как для депрессии, так и для низкой самооценки, поскольку люди пытаются решить проблемы или разобраться в происходящем. Однако руминация фактически ухудшает и продлевает состояние через негативное подкрепление, увековечивая циклы каждой проблемы.
Стадия развития: Подростковый возраст как период формирования идентичности и изменения ролей/состояния здоровья в конце жизни, как правило, являются этапами повышенного риска для одновременного возникновения депрессии и проблем с самооценкой из-за проблем, связанных с этими переходными периодами в развитии. Молодые люди, вступающие в период взросления, и пожилые люди, сталкивающиеся с проблемами завершения карьеры, являются уязвимыми группами, нуждающимися в дополнительной социальной поддержке.
Физическое здоровье: Воспаление, плохой сон, сердечно-сосудистые проблемы, хронические боли и другие заболевания, которые по стечению обстоятельств приводят к инвалидности или ограничениям, являются известными «третьими переменными», связанными с депрессией, стрессом и проблемами самооценки. Плохое физическое здоровье повышает риск развития или усугубления коморбидной депрессии и низкой самооценки.
Генетика: Наследственная предрасположенность или биологическая уязвимость, включая вариации генов транспортера серотонина и нарушения в работе гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси, могут предрасполагать некоторых людей к обоим состояниям благодаря общим генетическим и нейробиологическим путям, на которые влияет длительный стресс. Как депрессия, так и низкая самооценка демонстрируют умеренную наследуемость.
Черты личности: Нейротизм, характеризующийся эмоциональной нестабильностью, негативной эмоциональностью и склонностью к самокритике, является чертой личности, вероятностно связанной с развитием депрессии, дистимии или хронически низкой самооценки в течение жизни через темпераментные уязвимости.
Хотя депрессия и низкая самооценка являются отдельными конструктами, существуют сильные двунаправленные связи, которые поддерживают и усугубляют обе проблемы циклически через когнитивные, поведенческие, социальные, экологические и биологические взаимодействия. Решение проблем с самооценкой обычно является важной частью успешного лечения основной депрессии, а укрепление уверенности в себе может помочь защитить от рецидива, повышая устойчивость и защищая от интернализации депрессивных самосхем. Комплексные терапевтические подходы, направленные на когниции и поведение, связанные с низкой самооценкой, в сочетании с научно обоснованными методами лечения депрессии продемонстрировали наибольшую пользу для улучшения результатов.