Самооценка, обычно определяемая как общая субъективная эмоциональная оценка человеком собственной ценности, представляет собой сложный психологический конструкт, на который оказывают глубокое влияние социокультурные факторы и контексты. В разных культурах формируются различные наборы норм, ценностей и убеждений, которые определяют отношение людей к себе в рамках этих культур. Значительные исследования показывают, что уровень самооценки и ее основы существенно различаются у представителей разных этносов и национальностей в силу культурных различий.
Индивидуалистические культуры, преобладающие в западных обществах, таких как США и Западная Европа, склонны подчеркивать независимость, автономию, индивидуальные достижения и качества как центральные элементы самооценки. В таких культурах самооценка в значительной степени основывается на внутренних качествах и чувстве личной ответственности за свои успехи и неудачи. С другой стороны, азиатские и латиноамериканские культуры, как правило, более коллективистские, ставящие во главу угла взаимозависимость, принадлежность к группе, социальную гармонию и выполнение ролевых обязанностей в качестве ключевых аспектов идентичности и самооценки. В рамках коллективистской системы самооценка в большей степени опирается на внешнюю оценку со стороны уважаемых людей в рамках важных социальных ролей и отношений.
Многочисленные исследования показали, что граждане индивидуалистических западных культур демонстрируют более высокий средний уровень самооценки по сравнению с представителями более коллективистских азиатских и латинских культур. Однако некоторые исследователи утверждают, что средние показатели сами по себе не дают полной картины, и для полного понимания культурных особенностей требуется более тонкая оценка. Например, индивидуалистические западные культуры, в которых акцент делается на автономном, независимом «я», к сожалению, могут способствовать формированию завышенной, хрупкой самооценки, более восприимчивой к угрозам. В то же время включенность в поддерживающие коллективистские группы может защитить самооценку от слишком низкого падения во время трудностей, предоставляя альтернативные ресурсы, подтверждающие ценность, помимо самого себя.
Исследования, посвященные иммигрантам, рисуют сложную картину того, как культура формирует самооценку с течением времени. Исследования азиатских иммигрантов в США и их детей показывают, что чем дольше люди живут в более индивидуалистичной основной американской культуре, тем выше поднимается их уровень самооценки, часто превосходящий уровень их сверстников, оставшихся в Азии. Однако более глубокое погружение в индивидуализм влечет за собой и потенциальные издержки, такие как ослабление семейных связей и утрата традиционных коллективистских культурных структур поддержки, пагубно влияющих на благополучие. Процесс культурной ассимиляции неизбежно влечет за собой как приобретения, так и потери в понимании себя, что влияет на самооценку сложным, не всегда позитивным образом.
Источники самооценки также существенно различаются в разных культурах. В индивидуалистических контекстах достижения в учебе и работе тесно связаны с чувством собственного достоинства. В то же время в более коллективистских азиатских культурах моральный облик, трудовая этика, послушание старшим и смирение служат более распространенной основой для позитивной самооценки. Исследование, в котором приняли участие более 23 000 подростков по всему миру, показало, что внешность и популярность входят в тройку главных факторов, определяющих самооценку молодежи 31 страны, но гораздо меньше влияют на самооценку азиатской молодежи, для которой важнее успеваемость, поведение и отношения в семье. Культурные нормы определяют, какие атрибуты социально ценятся и подчеркиваются как личностно значимые, влияя на то, какой опыт повышает или понижает самооценку.
Гендерные роли также по-разному влияют на формирование самооценки в разных обществах. Согласно многочисленным исследованиям, в индивидуалистических западных культурах женщины в среднем демонстрируют более низкую самооценку по сравнению с мужчинами, что отчасти объясняется социокультурным давлением, благоприятствующим мужским чертам характера, таким как напористость. Однако некоторые исследования показывают, что у азиатов и латиноамериканцев гендерный разрыв сокращается или меняется на противоположный, возможно, потому, что коллективистские женские ценности заботы и социального родства находят большее культурное одобрение и, следовательно, самоутверждение у женщин в этих контекстах по сравнению с Западом. В то же время было показано, что некоторые культурные факторы, такие как ожидания физической привлекательности, негативно влияют на самооценку некоторых азиатских и латиноамериканских женщин-иммигранток.
Очевидно, что самооценка — это психологический конструкт, глубоко сформированный культурными влияниями в социальной среде. Такие ценности, как независимость и взаимозависимость, источники самооценки, основанные на индивидуальных качествах и отношениях, утвержденные гендерные роли — все это сильно различается в разных культурах и помогает определить, какой опыт развивает, поддерживает или ставит под угрозу чувство самоуважения. Необходимы дополнительные исследования, раскрывающие эту сложную динамику внутри и между различными культурными группами. Однако существующие данные свидетельствуют о том, что стандартизация инструментов и значений самооценки для этнически и национально различных групп населения чревата риском упустить из виду существенные культурные различия в том, как этот ключевой аспект благополучия социально конструируется и переживается.
Хотя самооценка выполняет важную универсальную психологическую функцию, ее специфическая природа, средний уровень и детерминанты надолго формируются культурными нормами, убеждениями и иерархией достоинств, существующими в каждом сообществе на уровне общества. Индивидуалистические и коллективистские культурные модели, связанные с идентичностью, отношениями и гендерными ролями, играют определенную роль в формировании различных траекторий самооценки у людей, растущих в различных культурных средах по всему миру. Дальнейшее понимание этих процессов в кросс-культурной перспективе может помочь понять как общие черты, так и различия в здоровом развитии человека.