Низкая самооценка как предиктор депрессии
Самооценка — это субъективная эмоциональная оценка человеком собственной значимости. Это суждение о себе, а также отношение к себе. Высокая самооценка подразумевает веру в то, что человек компетентен, имеет достойные цели и задачи, важен как личность и способен достичь успеха. И наоборот, низкая самооценка подразумевает сомнения в собственной значимости и способностях, а также отсутствие веры в то, что человек способен добиться успеха. Обширные исследования постоянно показывают, что низкая самооценка является сильным предиктором клинической депрессии.
Согласно результатам многочисленных мета-анализов и крупномасштабных лонгитюдных исследований, у людей с низкой самооценкой вероятность развития большого депрессивного расстройства или появления депрессивных симптомов значительно выше, чем у людей с высокой самооценкой. Мета-анализ 125 исследований, включавших данные о 30 000 человек, показал, что низкая самооценка имеет умеренную корреляцию с депрессивным настроением и предсказывает усиление депрессивных симптомов в будущем в течение периода времени от нескольких недель до нескольких лет. Другой анализ 29 лонгитюдных исследований с участием более 16 000 человек показал, что низкая самооценка на исходном уровне достоверно предсказывала депрессивные симптомы в среднем через 33 месяца, даже после контроля исходного уровня депрессии.
Предполагается, что связь между низкой самооценкой и депрессией осуществляется посредством нескольких взаимодействующих психологических и биологических механизмов. В когнитивном плане люди с низкой самооценкой склонны к негативным искажениям мышления, известным как когнитивные предубеждения или депрессивные когниции. Они склонны делать негативные внутренние атрибуции относительно причин и последствий событий. Переживания неудач объясняются стабильными, глобальными факторами внутри них самих, а не внешними или нестабильными причинами. Они также подвергаются когнитивной фильтрации, когда воспринимают и вспоминают в основном негативные аспекты себя и опыта неудач, игнорируя позитивные элементы. Эти негативные схемы способствуют развитию депрессивных симптомов, создавая предвзятое негативное представление о себе и будущем.
Кроме того, среди людей с низкой самооценкой распространен руминативный стиль мышления. Руминация предполагает пассивное и постоянное сосредоточение на симптомах дистресса, а также на контексте и возможных последствиях и причинах этих симптомов. Оно скорее поддерживает и усугубляет депрессивное настроение, чем облегчает его. Размышления о негативных событиях, низкая самооценка и отрицательная обратная связь со временем еще больше снижают самооценку. Сочетание предвзятых депрессивных моделей мышления и руминации поддерживает низкую самооценку и усиливает симптомы депрессии.
В аффективном плане люди с низкой самооценкой испытывают более частые и интенсивные негативные эмоции, такие как тревога, раздражение и печаль, которые отражают их базовые негативные самосхемы. Они получают меньше удовольствия от деятельности и имеют меньше источников позитивного подкрепления в своей жизни. Эмоции порой преобладают над мышлением, порождая порочные циклы между аффектом, познанием и поведением. Физиологически считается, что негативные предубеждения и руминативное мышление чаще активируют системы реагирования мозга на стресс, такие как гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая ось (HPA). Хронический стресс и выделение кортизола изменяют структуру и функционирование лимбических областей, таких как миндалина, которые регулируют эмоции. Это нарушает регуляцию нейротрансмиттеров серотонина и норадреналина, что приводит к расстройствам настроения.
В поведенческом плане люди с низкой самооценкой избегают сложных задач, которые могут опровергнуть их негативные убеждения, чтобы свести к минимуму потенциальную неудачу и смущение. Отказываясь от опыта, который мог бы укрепить их самокомпетентность, они не могут накопить мастерство, укрепить самоэффективность и в конечном итоге повысить самооценку с течением времени. Они также часто ищут обратной связи и заверений от других людей, но негативно интерпретируют ответы, поскольку негативные самосхемы влияют на восприятие. Близкие отношения страдают из-за страха быть отвергнутым, зависимости и воспринимаемой неполноценности. Социальная изоляция дополнительно усиливает депрессивные симптомы из-за отсутствия социальной поддержки, которая, как известно, защищает от психических заболеваний.
Многочисленные клинические исследования демонстрируют прогностическую связь между низкой самооценкой и депрессией с помощью таких стандартных показателей, как шкала самооценки Розенберга и опросник депрессии Бека. Например, в одном 4-летнем лонгитюдном исследовании с участием более 1000 подростков было обнаружено, что у тех, у кого самооценка оставалась низкой на протяжении всех оценок, через четыре года в пять раз чаще диагностировалась большая депрессия, чем у контрольной группы, после контроля депрессии на исходном уровне, возраста и пола. Другое исследование, в котором приняли участие более 1 500 взрослых среднего возраста, показало, что люди с самой низкой самооценкой в 2-3 раза более склонны к развитию депрессивных расстройств в течение десяти лет по сравнению с группами со средней и высокой самооценкой.
Интересно, что не все исследования подтверждают простую причинно-следственную связь между низкой самооценкой и депрессией, учитывая их транзиторную зависимость. Мета-анализ показал, что, хотя низкая самооценка в значительной степени предсказывает усиление депрессивных симптомов в будущем, депрессия также в значительной степени предсказывает снижение самооценки в будущем. Это подразумевает двунаправленный эффект, когда низкая самооценка как возникает, так и усугубляет депрессивные когнитивные стили и аффективные переживания у многих людей. Постоянные депрессивные эпизоды со временем еще больше подтачивают уверенность в себе и чувство собственной состоятельности. Таким образом, взаимодействие между когнитивными представлениями о себе и депрессивной симптоматикой образует порочный круг, который поддерживает как низкую самооценку, так и депрессию у многих людей.
Исследования также показывают, что генетика может играть определенную роль. Низкая самооценка и депрессия в умеренной степени передаются по наследству, причем некоторые генетические факторы являются общими. Ген транспортера серотонина 5-HTTLPR взаимодействует с неблагоприятными жизненными событиями и предсказывает оба признака — люди с короткой версией более восприимчивы. Другие гены, например FKBP5, регулирующие гормоны стресса, также могут влиять на эту взаимосвязь. Хотя низкая самооценка развивается под влиянием социализации в окружающей среде и опыта обучения, биопсихосоциальная модель, объединяющая врожденные биологические предрасположенности, лучше всего объясняет ее прогностическую силу.
В целом, убедительные данные свидетельствуют о том, что низкая самооценка является надежным прогностическим фактором и важным фактором риска развития клинической депрессии. Ее влияние обусловлено дезадаптивными когнитивными предубеждениями, негативно искажающими представления о себе и будущем, интенсивными размышлениями, нарушением регуляции настроения и поведения, недостаточным положительным подкреплением, эндокринно-лимбическими изменениями, генетической предрасположенностью и взаимодействием со стрессовыми жизненными событиями. Тем, кто страдает от хронически заниженной самооценки и негативной самосхемы, настоятельно рекомендуется активно обращаться за лечением, чтобы защитить себя от усиливающейся со временем депрессии с помощью валидизированных психологических или комбинированных методов лечения, направленных на познание, эмоции и поведение. Для дальнейшего раскрытия сложных трансакционных механизмов необходимы дополнительные исследования, однако превентивное решение проблем самооценки может снизить распространенность депрессивных расстройств на широком уровне общественного здравоохранения.