Общественная коллективная самооценка — это то, насколько позитивно или негативно люди оценивают свое членство в важных социальных группах или категориях. Социальные психологи определяют общественную коллективную самооценку как степень, в которой люди оценивают свое членство в социальной группе как позитивное. Эта концепция отличается от частной коллективной самооценки, которая включает личные убеждения индивида относительно его принадлежности к социальной группе, и от других конструктов, связанных с личной самооценкой или идентичностью.
Общественная коллективная самооценка является важной областью исследования, поскольку социальная идентичность и членство в группе оказывают сильное влияние на самоощущение, эмоции и поведение людей. Люди черпают чувство принадлежности и значимости из социальных групп, к которым они принадлежат, таких как их пол, этническая принадлежность, национальность, регион, религия, профессия, интересы, хобби, спортивные команды и многое другое. Когда социальная группа пользуется общественным почетом, уважением и занимает высокое положение в обществе, это положительно сказывается на самооценке и благополучии ее отдельных членов. В то же время, когда группа сталкивается с предрассудками, дискриминацией или низким общественным мнением, это может угрожать или подрывать самооценку людей, которые сильно идентифицируют себя с этой группой.
Концепция общественной коллективной самооценки была впервые предложена и изучена в 1990-х годах такими социальными психологами, как Крокер и Лухтанен. Они разработали опросники для надежного измерения восприятия людьми того, насколько уважаемыми, почитаемыми и почитаемыми являются различные важные социальные группы в широкой общественной сфере. Эти опросники позволяют определить, считают ли люди, что их группа занимает уважаемое положение или статус в обществе по сравнению с другими группами. Шкалы также оценивают степень, в которой люди считают, что их группы воспринимаются положительно или свысока другими людьми, не входящими в группу.
С тех пор многочисленные исследования изучали связь между общественной коллективной самооценкой и различными результатами. В целом, более высокие уровни восприятия общественным мнением своих социальных групп неизменно связаны с такими преимуществами, как лучшее самочувствие, психологическая адаптация, меньшее количество депрессивных симптомов, более высокая удовлетворенность жизнью, более высокие успехи в учебе, лучшее физическое здоровье и меньший риск возникновения проблем со здоровьем. Например, исследования выявили связь между более высоким общественным уважением к своей расовой/этнической группе и более низким уровнем расстройств, связанных с употреблением алкоголя, среди подростков и более высоким уровнем общего функционирования среди взрослых.
Однако при определенных обстоятельствах общественная коллективная самооценка может быть и фактором уязвимости. Когда представители стигматизированных или низкостатусных социальных групп сталкиваются с предрассудками, дискриминацией или стереотипами в публичной сфере, низкое восприятие того, насколько позитивно их группы воспринимаются обществом, может вызвать тревогу, оборонительную реакцию или отстранение от группы в качестве средства самозащиты. Негативные общественные стереотипы о группе также могут негативно влиять на поведение и успеваемость, вызывая эффект стереотипной угрозы, как это было показано в исследованиях с расовыми меньшинствами, выполняющими интеллектуальные задания.
Социальные группы, наиболее сильно связанные с идентичностью человека, как правило, оказывают наибольшее влияние на его общественную коллективную самооценку. Обычно оцениваются такие области идентичности, как раса, этническая принадлежность, пол, социально-экономический статус/социальный класс, сексуальная ориентация, религия, возраст, национальность, географический регион, политическая идеология и статус инвалидности. Однако общественное восприятие этих групп и их статуса может сильно различаться в разных культурах, временных периодах и подконтекстах внутри общества. Например, гендерная или расовая динамика и стереотипы выглядят совершенно по-разному в западной и восточной культурах.
Общественное отношение и стереотипы также не монолитны — они часто отличаются в зависимости от того, кто дает оценку: ингруппа или аутгруппа. Например, расовые меньшинства могут воспринимать свою расовую/этническую группу как имеющую более высокий общественный авторитет среди других членов ингруппы по сравнению с тем, как, по их мнению, их группа воспринимается белым большинством расовой группы. Кроме того, коллективная идентичность изменчива и взаимосвязана — кто-то может испытывать сквозное чувство гордости от нескольких маргинальных идентичностей, которыми он обладает одновременно.
Факторы индивидуальных различий также влияют на то, как люди воспринимают публичные образы своих групп и как на них влияют. Такие факторы, как психологическая идентификация со своей группой, уровень самооценки, не зависящий от принадлежности к группе, стили преодоления трудностей, отношение к важности общественного мнения и культурные ценности — все они играют свою роль. Например, члены групп с сильной идентификацией, которые глубоко усвоили аспекты своей культуры, могут сильнее переживать угрозы для своей общественной коллективной самооценки, чем те, кто имеет более слабые связи с группой.
В целом, оценка и понимание общественной коллективной самооценки дает ключевое представление о психологии социальной идентичности и о том, как тонкие, но мощные стереотипы, предрассудки и более широкие культурные установки формируют благополучие и поведение как доминирующих, так и маргинализированных групп в обществе. Содействие справедливому, позитивному представлению и повышению статуса/оценки для всех социальных категорий остается актуальной задачей, имеющей последствия для здоровья, социальной справедливости и социальных изменений. Будущие исследования продолжают распутывать эту сложную взаимосвязь между социальными структурами, культурными идеологиями и переживаниями людей по поводу их собственной идентичности.