Движение бодипозитива, часто сокращенно называемое БПМ, — это общественное движение, возникшее в середине 2010-х годов как форма боди-активизма, направленная на расширение возможностей людей всех размеров и типов тела. Основным направлением BPM является борьба с чрезмерным акцентом на худобе и внешности как мериле достоинств человека, а также принятие реальности физического разнообразия человека. В основе BPM лежат намерения улучшить отношения людей с собственным телом, независимо от общественных норм, а также уменьшить дискриминацию, издевательства и жестокое обращение с людьми из-за их внешности.
Несмотря на то что основные идеалы РПБ считаются положительными, некоторые критики утверждают, что некоторые популяризированные версии РПБ слишком сильно фокусируются на весе и внешности, что потенциально может способствовать нездоровому отношению к этим темам, а не истинной самооценке. Этот контрпродуктивный аспект может проявляться несколькими основными способами. Во-первых, любое движение, сосредоточенное на физических атрибутах, рискует непреднамеренно намекнуть, что внешность является основным компонентом самооценки, даже если рекламируется иное. Хотя BPM правильно отмечает, что общественные стандарты красоты чрезмерно узки и вредны, узкий фокус на размерах и внешности все равно может способствовать восприятию того, что то, как мы выглядим, имеет огромное значение.
Вторая потенциальная проблема — когда в дискуссиях BPM преуменьшаются последствия веса или определенных типов тела для здоровья. Несмотря на уважительное отношение ко всем людям, реальность такова, что чрезмерное увеличение или уменьшение веса может негативно сказаться на самочувствии. Акцент на «здоровье при любом размере» рискует замаскировать законные опасения врачей, если довести его до крайности. Кроме того, это может привести к формированию менталитета «все идет в ход» в отношении веса и размера, что может подорвать намерения повысить самооценку. Истинная самооценка основана на гораздо большем, чем любые физические атрибуты, и устойчива к их неизбежным изменениям с течением времени.
Третья критика заключается в том, что очень заметное внимание к представлению размеров в модельном бизнесе, СМИ и активизме может по-прежнему отдавать предпочтение физическим атрибутам перед другими, определяющими идентичность. Для некоторых дискуссии о «толстых телах» или конкретных размерах одежды непроизвольно создают представление о том, что принятие определенной внешности — это то, что естественным образом ведет к самопринятию. Хотя репрезентативность имеет значение, такое сообщение рискует привести к тому, что принятие определенной внешности волшебным образом решит более глубокие проблемы идентичности или психологические проблемы, а не будет способствовать истинной самооценке, основанной на внутренних характеристиках.
Учитывая эти потенциальные подводные камни, наиболее конструктивные воплощения работы BPM, как правило, уделяют меньше внимания весу, размеру или внешности, а больше — воспитанию чувства собственного достоинства через развитие сострадания, вызов перфекционизму в обществе, формирование привычек ухода за собой, переосмысление жизненного опыта, воспитание благодарности, принятие несовершенства, фокусирование на способностях, а не на ограничениях, а также поиск цели и сообщества. Подобные подходы направлены на устранение коренных психологических и социальных причин плохого образа тела, избегая при этом представления о том, что внешность является главным фактором, определяющим самооценку.
Некоторые сторонники утверждают, что движение могло бы развиваться и дальше: пропагандировать здоровье в целом, не привязываясь к какому-либо конкретному весу или размеру; обсуждать идентичность и самооценку в первую очередь через принципы, применимые к людям с любой внешностью; уделять больше внимания тому, как общество ставит во главу угла конформизм и подрывает сострадание; и подчеркивать, что самопринятие идет изнутри, а не только как реакция на внешние суждения или представления. Другие добавляют, что непосредственное рассмотрение вопросов психического здоровья, травм, зависимостей и эмоциональной регуляции может помочь людям выработать устойчивость к давлению общества, а не реагировать на него.
В целом, несмотря на то, что идея принятия человеческого разнообразия является позитивной, наиболее конструктивные версии BPM, похоже, развивают эти дискуссии таким образом, чтобы способствовать истинной самооценке через внутреннее развитие, а не привязанность к каким-либо физическим атрибутам, непостоянным идеалам внешности или конкретным размерам тела. Подходы, основанные на принципах сострадания, стойкости и расширения прав и возможностей — применимые к людям с любым опытом — могут избежать потенциальных ловушек, сохраняя при этом намерение бросить вызов вредным суждениям, основанным на внешности и отсутствии репрезентативности. При внесении изменений движение демонстрирует надежду на расширение прав и возможностей людей устойчивыми способами, которые не зависят от следования узким стандартам красоты или увековечивания идеи о том, что внешность в значительной степени определяет самооценку.
Движение бодипозитива возникло из благих побуждений, но оно рискует подать неоднозначные сигналы, если дискуссии будут по-прежнему сосредоточены на физических атрибутах, представлении размеров и вызове узких стандартов красоты исключительно реактивными способами. Истинная самооценка глубже и устойчивее, чем реакция на внешние факторы. Конструктивная эволюция BPM, вероятно, включает в себя культивирование ее на основе принципов целостного благополучия, расширения прав и возможностей, сострадания и развития в течение всей жизни — принятие разнообразия, способствуя принятию изнутри, а не извне. При внесении изменений в него существует потенциал для расширения возможностей людей устойчивыми способами, которые полностью выходят за рамки общественных суждений о ценности человека, основанных на внешности.