Наше чувство собственного достоинства и восприятие себя глубоко переплетаются с тем, как мы переживаем отношения, особенно близкие отношения привязанности в раннем возрасте. Теория привязанности обеспечивает полезную основу для понимания того, как наши ранние связи с воспитателями формируют не только наши отношения в последующей жизни, но и наше основное чувство собственного достоинства. В этой статье мы рассмотрим связь между самооценкой и привязанностью, то, как ранний опыт влияет на развитие самооценки, а также последствия для взрослых отношений и психического благополучия.
Согласно теории привязанности, наши основные представления о себе и других формируются в процессе взаимодействия с первичными воспитателями в младенчестве и детстве. У детей формируются внутренние рабочие модели того, достойны ли они любви и заботы (т. е. любовь и ценность) и можно ли полагаться на других как на поддерживающие фигуры (т. е. доверие к другим). Эти ранние стили привязанности — безопасный, тревожный/амбивалентный и избегающий — не только влияют на то, как дети воспринимают себя по отношению к воспитателям, но и закладывают основу для формирования самооценки.
Безопасная привязанность, когда заботящийся о ребенке человек постоянно доступен и отвечает на его потребности, позволяет ребенку считать себя достойным любви. Они узнают, что могут положиться на воспитателя в плане комфорта, и таким образом развивают доверие к другим людям. Это закладывает основу для развития здоровой самооценки. Дети с надежной привязанностью, как правило, имеют более высокую и стабильную самооценку по мере взросления.
Напротив, непостоянная или недоступная забота может способствовать развитию ненадежного стиля привязанности, который подрывает самооценку. Тревожная/амбивалентная привязанность, когда заботящийся о ребенке человек непостоянно доступен, приводит к тому, что дети начинают считать себя недостойными или нелюбимыми. Они сомневаются в собственной ценности или компетентности и при этом жаждут одобрения. Избегающая привязанность, когда опекун отстранен или не реагирует, заставляет детей отключаться от эмоций и считать себя недостойными заботы или поддержки со стороны окружающих. Оба небезопасных стиля связаны с более низкой и неустойчивой самооценкой.
Хотя ранний опыт привязанности формирует наше основное чувство собственного достоинства, самооценка не является неизменной и может меняться под влиянием отношений на протяжении всей жизни. Поддерживающие отношения могут защитить и даже помочь устранить последствия плохой ранней привязанности для самооценки. И наоборот, проблемные отношения на более поздних этапах жизни могут усугубить уже существовавшие проблемы с привязанностью и самооценкой. Это говорит о том, что самооценка и опыт отношений со временем становятся взаимозависимыми.
Во взрослом возрасте стили привязанности влияют на то, как мы воспринимаем себя в интимных связях и что мы требуем от партнеров в плане любви, одобрения и поддержки. Люди с надежной привязанностью склонны считать себя любимыми и заслуживающими здоровой заботы со стороны окружающих. Их интимные отношения помогают поддерживать общее чувство собственного достоинства. Люди с ненадежной привязанностью ищут подтверждения через партнеров нездоровыми способами, которые со временем наносят ущерб самооценке.
Например, взрослые с тревожной привязанностью могут полностью основывать свою самооценку на уровне привязанности, обязательств или одобрения партнера. Постоянное стремление заручиться поддержкой делает их уязвимыми, когда их потребности не удовлетворяются. Избегающие привязанности взрослые не доверяют близости и отгораживаются от эмоций, считая себя недостойными близости. Партнеры становятся источником отвержения, а не одобрения, что закрепляет низкую самооценку. В целом небезопасные стили привязанности делают взрослых более склонными к проблемам близости, зависимости или созависимости в отношениях.
Поддержка развития здоровой самооценки и устранение ран, связанных с привязанностью, имеют решающее значение для благополучия на протяжении всей жизни. Специалисты по психическому здоровью часто используют терапию, основанную на привязанности и эмоциях, чтобы помочь клиентам разобраться в раннем опыте заботы, переработать негативные внутренние представления о себе, установить доверие в близких отношениях и регулировать эмоциональный дистресс. Практика самосострадания также важна, поскольку неуверенный стиль подразумевает самокритику и отсутствие самоуважения.
При целенаправленной клинической поддержке взрослые могут научиться признавать свою внутреннюю ценность, не зависящую от одобрения других людей. Они могут укрепить свою способность к ментализации — рассматривать себя и партнеров в менее угрожающем, более нюансированном свете. Это закладывает основу для надежной связи, где близость обеспечивает взаимную заботу, а не зависимость. Со временем исцеление ранних травм привязанности с помощью этих терапевтических средств питает более сильное и устойчивое чувство внутренней самооценки. Установление надежных связей сегодня также закладывает основу для более здоровых привязанностей завтра.
Самооценка и привязанность глубоко взаимосвязаны. Наш самый ранний опыт заботы глубоко формирует основные представления о себе и других, которые влияют на модели отношений и самовосприятие на протяжении всей жизни. Хотя ранняя привязанность влияет на развитие самооценки, поддерживающие отношения также могут помочь залечить раны прошлого. Понимание того, как переплетаются эти факторы, позволяет понять проблемы психического здоровья и найти путь к созданию надежных связей и повышению самооценки. В целом, подходы, основанные на привязанности, способствуют повышению жизнестойкости, поскольку одновременно решают проблемы взаимоотношений и самооценки.