Санскрит имеет богатую философскую традицию, связанную с саморазвитием и жизнью в соответствии с Дхармой или своим предназначением. Некоторые ключевые концепции и практики включают в себя:
Свадхарма — это предназначение или роль человека в жизни в соответствии с присущими ему качествами, талантами и положением. Понимание своей свадхармы — важная часть самореализации. В «Бхагавад-гите» рассказывается о том, как выполнение своей свадхармы без привязанности к вознаграждению приводит к мокше или освобождению от самсары, круговорота смертей и перерождений.
Видья на санскрите означает приобретение знаний или обучение. В нескольких древних санскритских текстах воспеваются достоинства культивирования видьи через шраван (слушание), манан (размышление) и нидидхьясан (созерцание) мудрости Вед, Упанишад и других священных писаний. Развитие буддхи (интеллекта) и обретение истинного понимания рассматривалось как важная часть самосовершенствования и реализации всего потенциала человека.
Тапас означает духовную дисциплину, аскетизм, настойчивость и медитацию. Выполнение тапаса было для ранних мудрецов и искателей духовного знания способом тренировки и овладения своим телом, умом и чувствами. Он помогал устранить внутренние препятствия на пути к достижению высших состояний сознания и истинного знания. Различные тексты рекомендуют различные формы тапасьи, такие как пост, молчание, уединение, йогические позы, пранаяма и многое другое.
Упадеша означает наставление или обучение и была важной практикой для передачи знаний и воспитания добродетельных качеств в учениках. Получение упадеши от гуру, хорошо разбирающегося в священных писаниях, помогало понять свое место в великой схеме и постепенно совершенствовать свое поведение. Некоторые Упанишады написаны в форме диалогов, в которых гуру передавал ученикам упадеша.
Асаньясамапатти означает состояние полной поглощенности жизнью, когда ум становится абсолютно неподвижным и отрешенным от тела и чувств. Согласно текстам йоги и самкхьи, достижение этого состояния посредством глубокой медитации считалось признаком великого самообладания и духовного развития. Это одно из восьми сиддх, или совершенств, о которых говорится.
Яма и нияма — первые две из восьми конечностей Раджа-йоги Патанджали, которые определяют универсальные этические добродетели и соблюдение правил. Ямы включают в себя такие добродетели, как ненасилие, правдивость, отсутствие воровства, брахмачарья и нестяжательство, которые помогают обрести самообладание. Ниямы предполагают соблюдение таких правил, как чистота, довольство, аскетизм, самообучение и преданность Богу. Их соблюдение помогает усвоить правильное поведение.
Индийский философ и мудрец йоги Патанджали в своих «Йога-сутрах» рекомендует воздерживаться от причинения вреда другим действиями, словами или мыслями. Ахимса, или ненасилие, считается высшей ямой и необходимой основой для самореализации. Она предполагает воспитание сострадания, милосердия и дружелюбия по отношению ко всем существам.
К основным текстам, в которых обсуждаются вопросы самореализации и карма-йоги, относятся такие Упанишады, как Катха, Иша и Мундака, в которых рассматриваются практики медитации и представления об Атмане. В «Бхагавад-гите» подчеркивается важность выполнения предписанных обязанностей и обязательств без привязанности к результату. В «Йога-сутрах» описывается восьмиступенчатый путь, включающий этическую дисциплину, физические позы, контроль дыхания, отказ от чувств, концентрацию и медитацию для достижения глубоких духовных прозрений.
В целом индийская философская традиция делает сильный акцент на самообучении, этическом поведении, культивировании добродетелей, умственной дисциплине, исследовании, медитации и отказе от эгоизма и привязанностей как средствах к просветлению, освобождению от страданий и реализации своего высшего человеческого потенциала или цели в жизни в соответствии с врожденными качествами и положением в обществе. Осознание своей истинной свадхармы или роли рассматривалось как освобождение от самсары.
Среди выдающихся древних и средневековых индийских мыслителей, обсуждавших принципы саморазвития в своих трудах и учениях, — Веды, мудрецы Упанишад Яджнавалкья и Уддалака, Бхагаван Гаутама Будда, Махариши Патанджали, Ади Шанкара, Васавешвара, Кабир, Гуру Нанак, Свами Вивекананда и другие. Их прозрения и сегодня вдохновляют искателей культивировать добродетель, обретать недвойственную мудрость и жить целенаправленной, просветленной жизнью в соответствии с универсальными и вечными принципами ради конечного блага всех.