Сквидвард Тентаклес — вымышленный персонаж американского мультсериала «Губка Боб Квадратные Штаны». В виде антропоморфного осьминога он живет по соседству с Губкой Бобом Квадратные Штаны и его лучшим другом Патриком Старом в подводном городе Бикини Боттом. Хотя Сквидвард талантлив как художник и музыкант, он борется с низкой самооценкой из-за того, что чувствует себя недооцененным в своем городе и постоянно вынужден иметь дело с эксцентричными соседями, Губкой Бобом и Патриком.
На протяжении всего сериала становится очевидным, что у Сквидварда завышенное чувство собственной значимости, но ему не хватает навыков и достижений, чтобы подкрепить его, в результате чего у него остается хрупкое эго. Он работает неблагодарным кассиром в ресторане быстрого питания «Красти Крабс», но мечтает о величии, став всемирно известным кларнетистом. К сожалению, его музыкальные таланты в лучшем случае посредственны, и никто в Бикини Боттом не уважает его творческие амбиции. Постоянное пренебрежение и насмешки со стороны окружающих со временем подточили уверенность Сквидварда в себе.
В глубине души Сквидвард знает, что никогда не обретет славы или престижа в качестве музыканта или художника, как он надеется. Это подпитывает его чувство неадекватности и вечное разочарование в себе. Не имея внешнего подтверждения или системы поддержки, Сквидвард борется с низкой самооценкой. Чтобы скрыть свою неуверенность в себе, он напускает на себя претенциозный вид и пренебрежительно относится к окружающим. Однако это высокомерие — всего лишь прикрытие, ведь когда его самолюбие уязвлено, Сквидвард оказывается очень хрупким.
Соседи Сквидварда, Губка Боб и Патрик, — постоянная заноза в его боку и главный виновник его низкой самооценки. Оптимистичный и жизнерадостный Губка Боб видит хорошее в любой ситуации, что очень раздражает Сквидварда. Он мечтает, чтобы Губка Боб оставил его в покое, чтобы он мог спокойно погулять. Между тем, раздражающие выходки Патрика и отсутствие у него интеллектуальных способностей доставляют Сквидварду массу неудобств. Оба соседа регулярно вторгаются в личное пространство Сквидварда своими выходками, усугубляя его чувство разочарования и неадекватности.
В то время как Губка Боб и Патрик находят удовольствие и радость в каждом дне, Сквидвард чувствует себя неудачником по сравнению с ними. Он видит их незрелыми и бессмысленными, а себя считает более умным и утонченным. Однако их способность так легко радоваться, когда он испытывает трудности, показывает Сквидварду, что ему чего-то не хватает внутри. Это заставляет его обижаться на соседей и выходить из себя, пытаясь опустить их, чтобы возвыситься самому. Но это никогда не срабатывает, и самоненависть Сквидварда затягивается в порочный круг.
Сквидвард ненавидит свою рутинную работу кассира в «Красти Крабс», поскольку она не приносит ему удовлетворения и ниже его самолюбия. Он постоянно жалуется на долгие часы, надоедливых клиентов и своего дешевого босса мистера Крабса. Сквидвард возмущен тем, что такая бессмысленная должность — лучшее, чего он смог добиться в профессиональном плане. Эта работа никак не способствует его увлечению искусством и музыкой, отнимая драгоценное время, которое он мог бы потратить на осуществление своих истинных мечтаний. Это душераздирающее напоминание о том, насколько заурядным он себя считает.
Даже хобби и интересы Сквидварда мало способствуют его самооценке. Несмотря на то, что он талантливый художник, его картины и скульптуры часто странные, гротескные или не находят отклика у окружающих. Несмотря на годы занятий, Сквидвард играет на кларнете на посредственном уровне. Никто не хочет слушать его выступления и не ценит его художественное видение. Отказ и безразличие с каждым неудачным проектом все больше и больше подтачивают чувство собственного достоинства Сквидварда. Его способности не приносят ни славы, ни внутреннего покоя, как он надеялся.
Сквидвард живет один в изоляции, не имея ни семьи, ни социальной поддержки, которая была бы показана на протяжении всего сериала. Он склонен держать людей на расстоянии, чтобы избежать боли от предательства или разочарования со стороны окружающих. В результате у Сквидварда мало близких отношений, и он часто выглядит холодным, несчастным и эгоцентричным. Однако этот отстраненный фасад служит для защиты хрупкого эго, которое не может больше терпеть критику и пренебрежение. Одиночество усугубляет скрытую печаль Сквидварда и его внутреннюю неудачу.
Даже в тех редких случаях, когда Сквидвард одерживает маленькую победу или получает минутное удовольствие, его низкая самооценка не позволяет ему в полной мере оценить это. Триумфы мимолетны, и он с тревогой ожидает, что следующее оскорбление или критика испортят ему настроение. Сквидвард изо всех сил старается испытывать радость без колебаний и сожалений. Любой позитив сводится на нет постоянным негативным внутренним диалогом, который на подсознательном уровне подтверждает его чувство никчемности.
Со временем Сквидвард смирился с тем, что он никогда не будет по-настоящему счастлив и не почувствует себя достаточно хорошим из-за многих лет разочарований, пренебрежения и неудач. Его заниженная самооценка стала настолько укоренившейся частью его личности и мировоззрения, что ему практически невозможно избавиться от этого мышления, даже когда обстоятельства улучшаются. Сквидвард определяет себя по своим недостаткам и неадекватности, а не по достоинствам и достижениям. Это сильно влияет на его мировоззрение и взаимодействие, оставляя его навсегда неудовлетворенным.
В заключение, «Щупальца Сквидварда» показывает, как длительное внешнее и внутреннее осуждение может со временем разрушить чувство собственного достоинства человека. Годы несбывшихся мечтаний, рутинная работа, отказы в творчестве и отчуждение соседей подтачивают хрупкую уверенность Сквидварда в себе. Он компенсирует это высокомерием и враждебностью к окружающим, но не может побороть глубоко укоренившееся чувство собственной никчемности. Загнанный в ловушку ненависти к себе и изоляции, Сквидвард с низкой самооценкой, скорее всего, будет продолжать управлять своей жизнью, пока не найдет внутренний источник принятия и поддержки, чтобы преодолеть эти укоренившиеся мысли.