Джордж Герберт Мид — американский философ, социолог и психолог, внесший значительный вклад в социальную психологию и философскую традицию прагматизма. Большую часть своей работы Мид посвятил символическому интеракционизму и становлению самости через социальное взаимодействие и язык. Хотя Мид не создал формальной теории саморазвития, его ключевые идеи, касающиеся самости и социализации, помогают пролить свет на психологическое развитие человека во времени.
Для Мида самость не является чем-то врожденным или статичным, а скорее возникает в ходе социального процесса. Мид утверждал, что люди обладают уникальной способностью видеть себя одновременно и как объекты, и как субъекты, и как «я», которое действует, и как «я», на которое действуют. Я» развивается по мере того, как человек перенимает отношение и взгляды других людей в своем социальном окружении, особенно значимых людей, таких как родители и сверстники. По мере того как дети взаимодействуют с другими людьми и учатся смотреть на себя глазами окружающих, у них начинает формироваться чувство собственного «я», позволяющее понять, как они вписываются в общество и как их воспринимают другие.
Ключевой частью теории Мида является роль языка и символов в формировании познания и самоидентификации. Способность использовать символы, такие как слова, жесты и значения, позволяет людям воображать себя на месте другого человека и видеть вещи с его точки зрения. Это символическое взаимодействие помогает перенять отношение других людей в процессе социализации. По мере изучения языка дети обретают способность осознавать себя как социальный объект и понимать, как интерпретируется их поведение. Таким образом, язык выступает в качестве важнейшего механизма, с помощью которого «я» возникает в результате взаимодействия с социальными группами.
Согласно Мид, полное развитие обобщенного «другого» — или интегрированной коммунальной перспективы социальных норм, ролей и ожиданий — происходит на разных стадиях в течение детства. В раннем детстве, примерно с 2 до 7 лет, на «стадии игры», дети начинают осваивать основные социальные роли через воображаемые игры в одиночку и со сверстниками. Они экспериментируют с различными голосами, действиями и компетенциями, еще не полностью понимая стандарты других людей. На «игровой стадии», примерно с 7 до 12 лет, дети расширяют свои способности к принятию ролей, поскольку они понимают основные правила в играх и сотрудничают со сверстниками в структурированной социальной деятельности и группах.
По мере того как дети переходят в подростковый возраст, они вступают в «послеигровую стадию» Мида, когда начинают более сложным, интернализированным образом внедрять общественные нормы в качестве руководства для собственного поведения. Благодаря способности к абстрактному мышлению, развивающейся в процессе формальных операций, подростки способны представить себя с точки зрения общества и осознать свое место в социальной структуре. Они стремятся к независимости, одновременно подчиняясь общим нормам и формируя свою долгосрочную самоидентификацию. Таким образом, по Мид, развитие полностью интернализованного чувства «я», укорененного в обобщенном другом, происходит постепенно в течение детства по мере развития социальных навыков и познания.
Хотя Мид не выдвигал формальных гипотез относительно саморазвития, его работа заложила важные основы для будущих исследований. Идея о том, что самость возникает в первую очередь благодаря социальному опыту и взаимодействию, а не является биологически врожденной, бросила вызов многим господствующим в то время взглядам. Вклад Мида в рассмотрение языка и использования символов как механизмов, позволяющих принимать точку зрения других людей, добавил новые измерения к пониманию социального познания и формирования идентичности. Позднее теоретики, опираясь на идеи Мида, создали более конкретные, эмпирически проверяемые модели того, как дети используют социальные влияния для развития самопознания на разных этапах.
Мид подчеркивал значение среды и опыта, а не врожденных структур, делая акцент на рефлексивной, эмерджентной природе самости, которая адаптируется к изменениям в обществе на протяжении всей жизни. Его взгляд на развитие как на постепенную интернализацию перспектив общества через язык и развитое мышление не утратил своей актуальности и сегодня. Несколько современных психосоциальных теорий концептуально применяют и расширяют ключевые аспекты концепции Мида, исследуя такие темы, как родительская связь, динамика сверстников, культурная передача и развитие идентичности в различных областях. Хотя Мид не ставил своей целью предложить окончательную модель стадий саморазвития, его новаторские идеи проложили путь для многих последующих исследований, направленных на понимание социальных истоков и развития человеческого «я».
Хотя Мид не предложил четкой теории стадий саморазвития, его проницательный взгляд на самость, возникающую в процессе социального взаимодействия и интернализации общественных ролей и установок, заложил важную основу. В его взглядах, основанных на символическом взаимодействии, особое внимание уделялось языку, уникальной способности человека к принятию ролей и развитию, происходящему благодаря социальному опыту, накопленному в детстве. Оставляя место для дальнейших эмпирических исследований, Мид утвердила социальный опыт и познание в качестве основных формирующих факторов идентичности, бросив вызов узкому биологическому детерминизму. Его теоретический вклад продолжает оказывать глубокое влияние на современные представления о том, как дети используют социальные влияния для построения многослойного понимания себя с течением времени.