Вирджиния Сатир — известная американская писательница, семейный терапевт и социальный работник, внесшая значительный вклад в развитие семейной терапии. Одна из самых известных ее работ — «Модель семейной терапии Сатир», в которой основное внимание уделяется улучшению коммуникации и взаимоотношений. Сатир также много писала о важности самооценки и развития позитивного чувства собственного достоинства.
В начале 1970-х годов Сатир составила так называемую «Декларацию самоуважения» — заявление о десяти положительных качествах, которые, по ее мнению, необходимы для психологического здоровья и благополучия. С годами декларация Сатир получила широкое распространение среди терапевтов, консультантов и людей, стремящихся к личностному росту. Она остается влиятельным произведением, призывающим людей принять на себя ответственность за свою самооценку и потенциал.
Хотя сама Сатир официально не публиковала декларацию, она регулярно делилась ею с клиентами и участниками семинаров, чтобы помочь им обрести уверенность в себе и осознать присущее им человеческое достоинство. Она учит, что чувство собственного достоинства приходит изнутри, а не в поисках одобрения или подтверждения из внешних источников. Вот полный текст «Декларации самоуважения» Вирджинии Сатир:
Я принимаю себя как человеческое существо, несовершенное, но стремящееся к совершенству. Я принимаю то, что в себе приемлемо и неизменно, и стремлюсь через рост и осознание улучшить то, что можно изменить. Я принимаю свое тело, понимая, что несовершенство — это человеческое, а совершенство — сверхчеловеческое и недостижимое. Я принимаю свои чувства как естественный барометр того, что мне нужно улучшить в себе и что в себе приемлемо. Я принимаю свою интуицию как верный проводник и буду стремиться следовать ей, понимая, что она может иногда ошибаться. Я принимаю свои ограничения как естественные и буду стремиться к их расширению через рост и осознание. Я принимаю свои сильные стороны и буду их развивать. Я принимаю свои слабости и буду работать над их преодолением или учиться принимать их, когда пойму, что не могу их изменить. Я принимаю, что совершаю ошибки, и буду стремиться учиться на них. Я принимаю, что бываю зол, и буду стремиться к конструктивному выражению своего гнева. Я принимаю, что иногда впадаю в депрессию, и буду искать конструктивные решения. Я принимаю себя как ценность и право на полноценную и радостную жизнь».
Эта декларация отражает мнение Сатир о том, что люди с сильной самооценкой считают себя достойными по своей природе, а не зарабатывают самоуважение только за счет внешнего подтверждения. Она подчеркнула важность полного принятия как положительных, так и несовершенных качеств, совершения ошибок, переживания сложных эмоций и постоянной работы над самосовершенствованием и личностным ростом. Одна из основных философий Сатир заключалась в том, что люди заслуживают того, чтобы прожить жизнь в полной мере, без стыда и неумолимой самокритики. Ее декларация направлена на то, чтобы дать людям возможность принять себя с состраданием.
При составлении декларации Сатир опиралась на несколько влияний. Она обучалась гештальт-терапии, которая подчеркивает личную ответственность и осознание эмоций, мыслительных процессов и поведения. Будучи семейным терапевтом, Сатир также заметила, что низкая самооценка часто связана с неблагополучной семейной динамикой или суровым обращением в детстве. Она считала, что воспитание высокой самооценки необходимо для душевного благополучия и установления здоровых отношений. Декларация отражает цель Сатир — пересмотреть традиционные убеждения о том, что самооценка зависит от того, как вас воспринимают другие.
С тех пор как Сатир впервые опубликовала декларацию, она получила широкий резонанс и за прошедшие годы претерпела некоторые изменения. Например, в предыдущей версии говорилось, что несовершенство является универсальным, а не специфически человеческим. Нынешняя формулировка признает нашу общую несовершенную, но совершенную природу. В 1980-х годах психотерапевт Тимоти С. Джонсон создал сокращенную версию, посвященную самопринятию, чтобы сжать принципы для более легкого запоминания и ежедневной практики. Независимо от точной формулировки, основной посыл радикального самопринятия остается неизменным — радикальное понятие, когда Сатир впервые представил его во время движения самопомощи 1970-х годов.
В последнее время декларацию стали преподавать в рамках программ личностного роста, семинаров и групп взаимопомощи, направленных на укрепление уверенности и стойкости. Для людей, выздоравливающих от травм, психических заболеваний или зависимости, она служит дорожной картой, позволяющей перестроить внутреннюю самооценку с сурового осуждения на сострадательное понимание. Подростки и молодые люди также находят ценность в его принципах развития самобытности и независимости от внешних суждений. Сообщества, занимающиеся медитацией и осознанностью, также приняли слова Сатира как медитацию о воспитании позитивного отношения к себе через непривязанность к внешним мнениям.
По прошествии десятилетий «Декларация самооценки» Сатира остается глубоким и в то же время практичным инструментом. Она убедительно демонстрирует, что самоуважение возникает благодаря принятию себя полностью, такими, какие мы есть в каждый момент — несовершенными, но работающими над собой, радостными, но иногда подавленными, блестящими, но ошибающимися. Принятие этого послания о радикальной заботе, уважении и прощении всего себя направлено на облегчение ненужных страданий и на то, чтобы люди могли уверенно отправиться в путешествие к самореализации, которое длится всю жизнь. Вирджиния Сатир оставила богатое терапевтическое наследие, и эта декларация является одним из ее самых значительных вкладов в позитивную психологию и расширение личных возможностей.