Самооценка играет важную роль в культуре и традициях йоруба. Коренной народ йоруба, проживающий на юго-западе Нигерии и в некоторых частях Бенина и Того, придает большое значение позитивному самовосприятию и уверенности в себе. На языке йоруба чувство собственного достоинства можно понять через такие понятия, как «ooto» (достоинство) и «iyale» (гордость). Сильные ooto и iyale означают, что человек ценит себя и обладает внутренним чувством собственной значимости.
Центральное место в представлениях йоруба о самоуважении занимает вера в то, что каждый человек рождается с ori (внутренней головой/душой), которая наделяет его уникальным характером и судьбой. Ори человека рассматривается как священное проявление его сущности, данное ему Олудумаре, верховным божеством йоруба. Частью уважения к своему ori является поддержание хорошего «ori-inubo», или внутренней совести. Ори-инубо — это высокие моральные качества, сильная сила воли и благородное поведение в соответствии с социальными и духовными традициями йоруба. Воспитание положительного ори-инубо помогает защитить свое достоинство и самооценку.
Еще одним важным компонентом самооценки в йорубской мысли является понятие «иянифа». Иянифа — это женщина, которая, как считается, обладает необычайной мудростью, умом и духовной проницательностью. В народных сказках иянифа изображаются как высокоразвитые, независимые женщины, вызывающие глубокое уважение. Архетип иянифы олицетворяет женскую силу, компетентность и воплощение прекрасных качеств. Для девушек и женщин йоруба стремление быть похожей на иянифу символически означает воспитание уверенности в себе, компетентности и впечатляющего характера.
Традиционные пословицы йоруба также содержат советы по развитию и поддержанию чувства собственного достоинства. Одна из пословиц гласит: «Oju enu ni owo enu», что переводится как «Глаз — хозяин тела». Эта пословица подчеркивает силу собственной перспективы и мировоззрения. Она призывает гордиться собой, а не полагаться на внешнее подтверждение. Другая пословица гласит: «Iwo ni agba fun iwo», что означает «Человек сам себе старший». Это подтверждает, что важно полагаться на внутреннюю мудрость и не поступаться своим достоинством ради других.
Что касается практического влияния культуры, то традиция йоруба уделять большое внимание эстетике и личной внешности имеет психологические преимущества для самооценки. Для мужчин поддержание ухоженного вида с помощью тщательно подобранной одежды, прически и ухоженности свидетельствует о силе характера. Для женщин использование макияжа, прически, тканей и аксессуаров, подчеркивающих естественную красоту, воспитывает женскую уверенность. Ежедневные ритуалы, такие как яркая одежда или ношение головных платков, не только подтверждают культурную идентичность, но и усиливают чувство гордости.
Традиционные праздники и фестивали йоруба еще больше поддерживают чувство собственного достоинства. Такие фестивали, как Осун-Осогбо, Эйо и фестиваль нового ямса, включают в себя выступления в масках, сложные костюмы, богослужения и другие представления, призванные почтить божества и отметить корни общины. Участие в фестивалях позволяет людям, особенно молодежи, обрести уверенность в себе, изучая культурные традиции, развивая навыки и обретая чувство принадлежности. Они служат обрядами перехода, повышающими уверенность в себе.
Еще один важный психологический элемент мировоззрения йоруба — оптимистичный и ориентированный на будущее образ мышления. Несмотря на невзгоды, йоруба верят, что люди могут преодолеть трудности и реализовать свое предназначение благодаря упорному труду, вере и использованию присущих им внутренних качеств. Такое отношение к надежде воспитывает стойкость и упорство — важные факторы самооценки. Пословицы вроде «Bi ode ko si, a maa n’ja fun obi ode» («Если настоящее идет плохо, будущее все равно может быть хорошим») отражают это мировоззрение.
Поддержание прочных связей с предками также повышает самооценку йоруба. Семьи йоруба придают большое значение связям между несколькими поколениями, даже хранят фотографии или предметы, принадлежащие почитаемым предкам, как символ наследия. Ощущение связи со знаменитыми предками способствует развитию чувства гордости за свою родословную. Старейшины, передающие мудрость прошлого молодым поколениям, воспитывают уважение, подчеркивая преемственность между человеком и его знаменитыми предками.
В целом, начиная с таких понятий, как ori и iyale, и заканчивая культурными практиками, связанными с презентациями, традициями и менталитетом, традиционная философия йоруба подчеркивает, что человек должен быть в почете, ценить свои достоинства и обретать внутреннюю уверенность, основанную на добродетелях, а не на внешних факторах. Эти основные течения поддерживают достоинство и чувство собственного достоинства, которые считаются необходимыми для полноценной жизни в соответствии с основными принципами йоруба. По мере того как эта культура продолжает развиваться в глобальном масштабе, ее акцент на внутреннем самоуважении остается преимуществом для обеспечения коллективного и личного благополучия.